«Джуно»: фильм про аборт, который на самом деле не про аборт

Уже прошло 15 лет с тех пор, как Диабло Коди и Джейсон Райтман порадовали наши глаза и уши историей 16-летней Джуно МакГафф (Эллиот Пейдж), которая случайно забеременела и отдала ребёнка на усыновление. В течение этих лет мы обсуждали саундтрек, актёрскую игру и диалоги. Фильм даже используется в учебной программе ирландской средней школы. Тем не менее, элемент фильма, который было не так просто обсуждать, но который сейчас актуален как никогда — это изображение аборта. «Джуно» — это, по сути, фильм об абортах, который на самом деле не об абортах. В нём не указано, является ли это историей «за выбор» или «за жизнь». Это фильм, который просто говорит: «Аборт будет в этом фильме, но мы не позволим ему занять всё повествование».

«Джуно» нормализует аборты

Для тех из вас, кто давно не видел «Джуно», давайте кое-что вспомним. В течение первых десяти минут фильма мы узнаём, что Джуно к её большому разочарованию, беременна, и это «оплошность, которую нельзя повернуть вспять». Она звонит своей лучшей подруге Лии, чтобы сказать ей, что беременна, и Лия не спрашивает Юнону, собирается ли она сделать аборт, а спрашивает, в какую клинику она собирается пойти. Они обсуждают это так, как будто Джуно просто собирается накрасить ногти (об этом позже), и обсуждение вопроса кажется довольно обыденным.

Для американской публики в этой сцене нет ничего революционного. В 2007 году аборты существовали уже давно, и будущее их легальности не вызывало сомнений, как сейчас. Но для европейцев это было революцией. Во многих странах аборт был строго табуированной и постыдной темой. В Ирландии это изменилось в 2018 году, когда аборты легализовали через референдум, но 2007 год был совершенно другим. «Джуно» был одним из первых фильмов, в которых упоминались аборты, и многие были поражены тем, насколько всё это было нормально. Никаких упоминаний об отправке в «школу-интернат», не нужно было лететь в другую страну и не было подавляющего чувства стыда или страха. Оглядываясь назад на фильм, можно точно сказать, что Джуно помогла понять аборт и необходимость его легализации.

Тот факт, что Джуно в конечном итоге не сделала аборт, не делает его фильмом против абортов

Теперь, конечно, мы все знаем, что Джуно не сделала аборт, иначе фильм длился бы 20 минут. Джуно беспокоится о своём маникюре. Она, кажется, чувствует себя довольно хорошо из-за своего решения, пока не встречает одноклассницу Су-Чин, которая протестует в одиночестве возле клиники, крича: «Все дети хотят родиться!» Диабло Коди намеренно выставляет протестующих против абортов несколько глупыми, тем, что они делают ошибки в своих плакатах и заявлениях. И все же именно Су-Чин влияет на решение Джуно. Она говорит Джуно, что её будущей ребёнок, если это будет девочка, тоже захочет сделать себе маникюр, и как только Джуно попадает в клинику, она не может думать ни о чём другом. В этот момент все вокруг начинают выводить её из себя, используя свои ногти по-разному: ковыряют, царапают ими и кусают их. Из-за этого Джуно сбегает из клиники и решает: у неё будет ребенок.

Кто-то может сказать, что эта перемена взглядов слишком внезапна и примитивна, но я бы попросил этих людей вспомнить то время, когда им было пятнадцать. Вы думаете, что находитесь на пороге взрослой жизни, но не понимаете, что вам ещё далеко до того, чтобы во всём разобраться. Один комментарий, сообщение или факт могут перевернуть ваш мир с ног на голову, и это именно то, что происходит с Джуно. Даже если это от кого-то неграмотного, в этом возрасте так легко сбиться с пути. Смысл персонажа Джуно в том, что она думает, что у неё всё в жизни продумано, но к концу фильма она понимает, что ей предстоит еще многому научиться. Если бы в начале фильма Юнона могла руководствоваться строгим набором правил и безукоризненно принимать решения, это лишило бы аутентичности, которой Диабло Коди и Джейсон Райтман пронизали фильм. Как ясно даёт понять Коди с самого начала сценария, этот фильм создан не для того, чтобы давать грандиозные размышления о более важных жизненных вопросах. В фильме не уместилось бы, чтобы Джуно расплакалась перед Лией или её родителями, восклицая, зачем ей нужен этот ребенок. Здесь не тот стиль. Джуно меняет своё мнение, и жизнь идёт своим чередом, и нет времени для грандиозного монолога о защите жизни.

«Джуно» не пытается оправдать аборт

Сцена с ногтями также является напоминанием о том, насколько ужасным может быть аборт. Это неудобный, пугающий и в целом неприятный опыт. Да, мы хотим, чтобы у женщин был выбор, но мы также надеемся, что ни одна женщина не должна будет делать такой выбор. Сцена с ногтями может быть способом фильма напомнить зрителям, что то, что аборты разрешены законом, не делает их менее пугающими, как и любую медицинскую процедуру. Фильм поступил бы несправедливо, если бы изобразил клинику для абортов Нирваной. Мы все встречали этих грубых сотрудников, которые нас бесили. Опять же, фильм не пытается повлиять на аудиторию, а просто рисует вещи такими, какие они есть. Иногда, особенно когда ты подросток, самые простые вещи могут полностью исказить твои взгляды.

В конце концов, «Джуно» запомнят не за изображение аборта. Есть аргументы в пользу того, что это фильм как о выборе, так и о жизни. Когда вы сравниваете его с другими фильмами о нежелательной беременности, такими как «Сёстры Магдалины», людям важно видеть, что аборт может быть изображен с некоторым уровнем нормальности. Мы видим это больше в современном кино, таком как прошлогодний «Небеременная», который вращается вокруг двух друзей, воссоединяющихся, когда один из них пытается сделать аборт. Но опять же, это не «фильм об абортах», это фильм о дружбе.

Справедливо сказать, что позиция Джуно в отношении абортов странная, поскольку мы не привыкли к фильмам, в которых обсуждают проблему и не дают понять, на чьей они стороне. Однако представление о том, как аборты могут существовать, безопасно и легально, показывает, как они должны оставаться легализованными в обществе. Думайте об этом что хотите, но этот фильм даёт людям понять, что аборт не повергает мир в хаос. Движение за право абортов так называется, потому что речь идёт не об абортах, а о праве. И это включает в себя изменение в последнюю минуту, как у Джуно.

«Джуно»: почему Бренда — лучшая мама в кино